Автор: Федор Юрчихин
Одержимость. Именно это слово, на мой взгляд, полностью характеризует Дона. Причем в равной мере, за что бы он ни брался. А еще готовность помочь, подсказать, поделиться своим опытом. Немалым. За его спиной три полёта на МКС. И с каждого из них он привёз огромное количество фотографий. Меня очень интересует опыт его работы во время экспедиции МКС-30/31, когда он использовал фотокамеру, работающую в инфракрасном диапазоне. И в каждую из тренировочных сессий в Хьюстоне я встречаюсь с ним. А он рассказывает, подсказывает, советует… Во время январской сессии Дон и передал мне эти фотографии.
(11 фото)
09.06.2012г. Любимое место Дона – «Cupola». А таким образом он готовится к предстоящей работе и ещё успевает снять и себя.
Из «Cupola» очень интересный обзор. Ещё бы – семь иллюминаторов. Впечатление – высунулся по пояс в открытый космос. И очень много снимков как из него, так и самого модуля.
12.05.2012г. «Cupola». Места для работы и аппаратуры хватит всем.
18.09.2010г. Ребята экипажа «Союз ТМА-18» буквально за неделю до своего возвращения на Землю. Снаружи «Cupola» похожа на башню боевой машины. А крышки иллюминаторов - броня от метеоритов.
Вернёмся к работе с инфракрасной камерой, основной теме наших занятий с Доном. На борту только один экземпляр, на американском сегменте. Сделан на базе «Nikon D3s». Имеются специальные фильтры.
Информация с этой камеры очень важна для специалистов. А особенно, если есть параллельный снимок, с обычной.
26.02.2012г. 13.36.54. Снимок с инфракрасной камеры. Объектив 180мм. Забыл спросить у Дона название острова. Думаю, это остров Фогу, Кабо-Верде (Острова Зелёного мыса).
26.02.2012г. 13.37.00. Тот же остров через 6 секунд. И объектив 180мм. А камера другая - Nikon D2Хs. С точки зрения работы, должно быть всё просто, повесил рядом еще одну, обычную, и меняй их
время от времени. Но ведь свободную камеру необходимо прикрепить, чтобы невзначай не улетела. А это время.
21.01.2012г. А это и есть техника Дона. Обе камеры скреплены (инфракрасная сверху, надпись Nikon выделена красным), знай себе, вращай да щёлкай. В невесомости это проще пареной репы. Правда,
справедливости ради отмечу, что и Дэн Бёрбенк, командир МКС-30, использовал эту «связку».
Безусловно, для Дона наука, прежде всего. Но он к тому же натура творческая. Взглянем на несколько снимков из серии, названной Доном – «Star Trails», «Звёздные следы».
Дон охотно делится своими секретами. Современный цифровой фотоаппарат делает качественный снимок при длительной экспозиции не более 30 секунд. На ночной стороне орбиты, в самой её середине, Дон и
делал несколько десятков кадров одного и того же сюжета. А окончательный снимок, уже в графическом редакторе, был «собран» из 12-20 фотографий. Порой из большего количества. Взглянем на ещё одну
работу Дона.
23.04.2012г. Полярные сияния. На этом снимке очень хорошо видны и зелёные и красные тона. Дон использовал автоматизированную коррекцию экспозиции, брекетинг. Делал серию снимков и затем их опять
«собирали».
Космическая фотография – наука или творчество, творчество или наука? Мне кажется, работы Дональда Петтита дают ответ на этот вопрос – гармония науки и творчества.
Справка.
Что касается фотоаппаратуры, работающей в инфракрасном диапазоне, вспомним хотя бы стационарные камеры МКФ-6, 6М, 6МА для многозональной космической фотосъёмки, разработанные совместно
специалистами ГДР и СССР и изготовленные на предприятии «Карл Цейс Йена». Съёмка одновременно проводилась в 4 зонах видимой части света и двух ближних инфракрасных. Данная камера и её модификации
использовались на «Союзе-22», станциях «Салют-6», «Салют-7», «Мир».
С уважением, Ф.Юрчихин
Write a comment