Автор: Яков Осканов
Мне представилась возможность посетить место, где в полувольных условиях содержится множество различных копытных. На большом участке дикой степи размером в несколько тысяч гектар на границе Ростовской области и Калмыкии содержатся американские бизоны, азиатские буйволы, яки, двугорбые верблюды, а также табун одичавших донских лошадей. Я счёл это прекрасной возможностью улучшить свои навыки анималистической и пейзажной фотографии, а заодно проверить, насколько бы интересным мог оказаться репортаж, побывай я на самом деле в Африке.
(31 фото)
В целом оказалось, что мне ещё нужно многому научиться, ибо снимать птичек на ветке и тигров в зоопарке – это одно, а крупных животных в диком виде другое. И дело даже не в умении увидеть кадр, но и в технических нюансах, касающихся выбора объектива, фильтра, времени съёмки и многого другого. Я даже рад, что сумел получить столь ценный опыт, так как, поехав в настоящее африканское сафари, смогу теперь подготовиться более основательно.
А началось путешествие с ослика.
Я уже писал о донских лошадях, поэтому в данном очерке пройдусь лишь вскользь по этой теме. Лошади в табуне оказались спокойными и подпускали нас довольно близко. Там же затесалась пара домашних ослов – Люська и Кирюха. Люська встретила нашу группу с печальными глазами, и наш проводник пояснил нам, что причина её печали – Кирюха. Этот осёл-ловелас пристаёт к кобылам, но по причине своей малорослости сладить с ними не может, а вот на Люську внимания не обращает.
Мал, да удал.
Одними из самых колоритных зверей, которых мне удалось сфотографировать, были американские бизоны. Равнинный подвид этого животного прекрасно акклиматизировался в донских степях, и эти крупные величественные животные отлично дополняли открывшийся нам пейзаж.
Стадо пасётся на сочных весенних травах.
Бизоны полигамны, и обычно вокруг одного взрослого самца собираются гаремы из нескольких самок. Такие гаремы могут образовывать стада, которые до прихода европейцев на американский континент достигали численности в пятнадцать-двадцать тысяч голов. Из-за этой особенности началось их массовое уничтожение во времена освоения Дикого Запада. Бизоны мешали возделывать землю и уничтожали пастбища, что неудивительно – взрослое животное съедает около двадцати пяти килограмм травы, а при размере стада в десяток тысяч голов подобные аппетиты имели поистине опустошительный эффект.
Мы с Тамарой ходим парой.
Другая причина массового уничтожения бизонов были индейцы. Точнее не сами индейцы, война с ними. Дело в том, что бизонье мясо служило основой рациона для большого количества племён. Поэтому сокращение популяции бизонов в прериях привело к голоду среди коренного населения. Автор печально известного высказывания «Хороший индеец – мёртвый индеец», генерал армии Филип Генри Шеридан, предлагал даже учредить медаль за истребление бизонов, на одной из сторон которой изображался бы умирающий от голода индеец.
Самцы бизонов - ходячие горы. Вблизи представляют собой внушительное зрелище.
Так началось избиение этих красивых и благородных животных. Эта бойня, пожалуй, не имела аналогов в истории человечества. Если к началу девятнадцатого столетия численность поголовья составляла около сорока миллионов особей, то ровно через сто лет бизонов оставалось чуть меньше тысячи голов.
Когда я шёл к бизонам, из-под ног у меня выползла степная гадюка, которую я, к сожалению, сфотографировать не успел – она юркнула в одну из сусличьих нор. Но сам факт непосредственной близости змей заставил меня идти осторожно и смотреть под ноги, наступая на землю медленно и печально. Другим фактом, заставлявшим меня идти медленно и плавно, были сами бизоны. И хоть эти великаны не являются хищниками, всё же стоит принимать во внимание потенциальную опасность исходящую от них.
Средних размеров самцы достигают веса в одну тонну, а их внешне потешный из-за коротких задних ног галоп – обман зрения. В скорости бизоны могут соперничать на коротких дистанциях даже с лошадьми. Так что, принимая во внимание их массу и скорость, не хотелось тревожить стадо своими резкими движениями.
Самки несколько мельче и грациознее.
Сходные климатические и биосферные условия американских прерий и донских степей позволили этим замечательным животным прекрасно акклиматизироваться и чувствовать себя как дома. И это легко объяснить – ведь предки американских бизонов были родом из Азии. А уже давно доказано, что виды некогда уже обитавшие в регионе, пусть даже и несколько десятков тысяч лет назад, легко реинтродуцируются обратно, так как кормовая база и их место в пищевой цепи ещё долго сохраняются в пределах данной области.
По тем же причинам вольготно и привольно чувствуют себя на Дону и двугорбые верблюды – бактрианы. Когда-то они занимали широкий ареал обитания, но сейчас, увы, хаптагаи (так называют диких бактрианов) сохранились лишь в малодоступных регионах Монголии и северо-западного Китая.
Верблюды примечательны тем, что они являются, пожалуй, самыми выносливыми млекопитающими в мире. В процессе эволюции бактрианы развили ряд замечательных свойств, позволяющих им экономить внутренние ресурсы организма, и в частности, конечно же, воду, учитывая, что их родной ареал обитания – степи и пустыни.
Красавцы, ещё не перелиняли после зимы.
Раньше считалось, что запасы воды верблюды хранят в своих жировых горбах, но современные исследования показывают, что это не так. Горбы служат резервуарами для жира, который, расщепляясь, обеспечивает организм необходимыми питательными веществами.
Верблюжье молоко очень полезно, в отличие от коровьего содержит меньше казеина.
Что же касается воды, то организм верблюда крайне бережливо её расходует – ноздри животных плотно закрыты, и открываются лишь при вдохе и выдохе, что не даёт влаге испаряться. Кроме того, животное начинает потеть, только если температура тела повышается до 41 градуса С. Эффективная терморегуляция связана с тем, что весь жир сосредоточен в горбах и не мешает отдаче тепла от тела. Эритроциты верблюдов, в отличие от прочих млекопитающих, имеют продолговатую форму, что даёт им возможность проникать в капилляры даже в тех случаях, когда кровь сгущается от нехватки воды. Кроме того, почки верблюдов устроены таким образом, что могут получать вторично из мочи воду, поэтому и кал и моча верблюдов имеют крайне высокую концентрацию.
Зубы верблюдов хорошо приспособлены к самой грубой растительной пище.
Шерсть верблюдов тоже специфична. Полые волоски и густой подшёрсток обеспечивают низкую теплопроводность, что позволяет животным переносить как низкие, так и высокие температуры окружающей среды. Верблюжья шерсть ценится в народных промыслах, и из неё прядут тёплую и очень качественную шерсть.
Особенно ценятся среди животноводов белые верблюды.
Рожает верблюдица один раз в два года. Верблюжонок бактриана относительно мелкий – 35-45 кг, для сравнения верблюжата дромадера (одногорбого верблюда) весят при рождении до 100 кг. Верблюжонок уже через два часа после своего рождения может следовать за матерью, которая бережно охраняет его и скрипит зубами, как бы предостерегая приближающихся людей, чтобы те держались подальше.
Окрас верблюжёнка позволяет ему здорово маскироваться в весенней степи.
Ещё одни замечательные звери, коих мне представилась возможность фотографировать, были азиатские буйволы. Если кто читал Маугли, то наверняка помнит колоритного буйвола Раму, на котором ездил главный герой. Рама как раз и был, самым, что ни на есть, азиатским буйволом.
Молодой телёнок с любопытством нас разглядывает.
По своей величине особи этого вида занимают второе место среди всех быков, уступая лишь гауру – редкому виду быков, обитающему в юго-восточной Азии. Даже кафрский буйвол, входящий в «большую пятёрку» африканских охотничьих трофеев, немного проигрывает размерами своему азиатскому родственнику.
Мы с тобой одной крови - ты и я!
Жизнь азиатского буйвола тесно связана с водой – эти животные любят лежать в водоёмах, погрузившись по шею, спасаясь таким образом от паразитов. Очень часто они вымазываются в грязи, которая, высыхая, образует защитный панцирь.
Эти буйволы не изменили традициям - пришли с озера грязными.
Взрослые буйволы практически не имеют врагов, так как справиться с таким великаном не под силу даже тигру, который нападает только на молодых и неопытных телят.
Молодняк с приближением людей выстраивается в цепь - рогами наружу.
Держаться буйволы стадами. Обычно у каждого стада имеется вожак – старый опытный самец. Кроме того, в состав группы входят несколько самцов помоложе и самки с телятами. В период гона буйволы становятся агрессивными, поэтому приходилось быть начеку. Рядом с такими великанами чувствуешь себя неуверенно.
Спрятаться в траве тяжело - у буйволов отличное обоняние, да и слух тоже.
Мы привыкли думать, что антилопы встречаются в Африке. И мало кто знает, что у нас, на восточных окраинах донских степей, граничащих с Калмыкией, можно встретить самую настоящую антилопу. Речь, конечно же, идёт о сайгаке. Это животное обладает очень экзотичной внешностью, имея на голове самый настоящий хобот, хоть и короткий. Точное назначение этого хобота так и не установлено, но есть правдоподобная версия.
Сайгаки очень пугливы и осторожны.
Дело в том, что сайгаки мигрируют зимой на юг, а летом на север, выбирая себе лучшие условия жизни и кормовой базы. Во время таких миграций собираются стада численностью в несколько десятков тысяч голов. Бег стада поднимает пылевую завесу, сравнимую с пыльной бурей. Так вот, учёные считают, что подобное устройство носа позволяет сайгакам защищать органы дыхания от пыли. Другая версия гласит, что увеличенная площадь носовой полости позволяет прогревать вдыхаемый воздух во время быстрого бега зимой.
Самцы часто пользуются своими рогами для разборок с конкурентами во время гона.
А бегают сайгаки чрезвычайно быстро. Скорость некоторых особей достигает девяносто километров в час! Подобная прыть часто является причиной гибели этих животных. Сейчас, когда в степи возникают препятствия созданные людьми, сайгаки часто с разбегу налетают на них, и в многотысячном стаде возникает давка и паника. Затормозить сайгаки, как правило, не успевают, так как при беге их голова низко опущена и препятствия они видят уже на смертельно опасном для их скорости расстоянии.
Вопреки сложившемуся мнению, что орды сайгаков вредят сельскому хозяйству, это не совсем так. И хотя степные антилопы и любят сочные травы, все же они неохотно заходят на людские поля. Одна из причин, которой можно объяснить подобное поведение, уже была упомянута – сайгаки бегают с низко опущенной головой, и высокорослые культурные растения захлёстывают им при беге глаза. А животное чаще всего кормиться именно на бегу. Второй причиной нелюбви сайгаков к полям является мягкая перепаханная земля, которая очень неудобна для быстрого передвижения на тонких ногах и острых копытах. Да и если и загнать животных в поле, то их манера есть на бегу убережёт поле от тотальной зачистки – каждое животное будет успевать съедать по одной-две травинке, за то время, пока перебежит через поле.
Этот самец заканчивает линять после зимы - теперь его наряд соответствует окружающему
пейзажу.
К сожалению, как это часто бывает, людская глупость и суеверия привели этот замечательный вид к грани полного исчезновения. В народной медицине принято считать, что рога сайгака являются ценным лекарством и, как и рог носорога, лечат практически от любого недуга. Подобное экзотическое верование повлекло массовый отстрел антилоп и резкое сокращение популяции. Миллионы рогов экспортировались в Китай и Среднюю Азию, где измельчались и продавались за баснословные деньги. Сайгакам ещё повезло, что рога растут только у самцов, что позволило выживать поголовью самок. Кто знает, сумели бы мы спасти этот реликтовый вид, имей самки такие же роскошные рога?
Самка - на редкость своеобразное существо.
Вот и получается, что одно глупое суеверие практически поставило крест на животных, которые обитали в степях Азии вместе с мамонтами и застали эпоху последнего ледникового периода.
Яки – ещё одни яркие представители бычьего племени. Родом они из далёких плоскогорий Тибета. Однако в советское время данный вид был удачно акклиматизирован и у нас на Кавказе, в частности в Карачаево-Черкесии.
Одомашненная форма яка.
Шерсть яка своеобразна – по всему телу она образует равномерный покров, а внизу образует расклешённую «юбку», защищая ноги животного. В родных местах обитания этим животным часто приходится спать на снегу, поэтому, при лёжке юбка сохраняет тело от холода, создавая шерстяную подушку. Хвост у яков длинный и покрыт шерстью, а потому немного похож на лошадиный.
Научное название яка – bos grunniens – «бык хрюкающий». В отличие от других представителей подсемейства быков яки не мычат, а издают хрюкающие звуки, наподобие тех, которые издают свиньи. Дикий подвид яка носит дополнительное определение – bos grunniens mutus, что означает «молчаливый» или «немой», так как дикие яки издают звуки только в случаях исключительной опасности или боли.
Отдельный подвид - "як смеющийся".
Яки были одомашнены тысячи лет назад и используются на Тибете как вьючное животное, а также как средство транспорта – на них можно кататься верхом. Также яков используют как тягловую силу в сельском хозяйстве.
Белая вариация по-своему привлекательно выглядит.
Дикие яки имеют чёрную или серо-чёрную расцветку, хотя домашняя форма отличается большим разнообразием цветов, включая и полностью белых яков. Рога у яков острые и длинные, а нрав свирепый, что делает их в природе опасным врагом. Молодые особи держаться крупными стадами, а достигшие половозрелости животные формируют группы по пять семь животных.
Так выглядит дикий подвид.
Исследования, проведённые палеонтологами, показывают, что у яков и бизонов, возможно, был общий предок – байкальский бык (bos baikalensis) , который представлял собой нечто среднее между бизоном и яком. Таким образом, мы можем увидеть воочию, как в результате естественного отбора в разных средах обитания (степях и горах) произошло видовое изменение животных.
Несмотря ни на что, горцы отлично прижились в степи.
Мне также посчастливилось увидеть дроф – очень редких в наше время птиц. Я никогда не видел до этого живых дроф, поэтому с интересом понаблюдал за ними. Эти птицы, благодаря стараниям человека стали исключительно редкими в вольных условиях, да и в неволи их не так часто можно встретить.
Внешне дрофы напоминают больших индюков, хотя относятся к журавлинообразным. Масса самцов достигает восемнадцати килограмм, что делает дроф самой тяжёлой летающей птицей в мире. Даже взлетать у них получается только с разбегу.
Потревоженная нами птица издавала блеющие звуки, изображая из себя разъярённую овцу-убийцу. И мы решили оставить её в покое.
Растревоженный самец.
Ещё нам удалось посмотреть множество замечательных птиц, среди которых хотелось бы отметить африканских страусов, которые прекрасно акклиматизировались и давали потомство даже в лютые февральские морозы. Я даже прибрёл себе страусиное яйцо, и теперь жду подходящего случая, чтобы приготовить мега-яичницу.
Яйцо страуса чуть меньше гандбольного мяча.
На этом, пожалуй, стоит закончить моё небольшое фото сафари. Как говориться, хорошего – понемножку. Текст получился, как всегда, неоправданно длинным, а количество фотографий неожиданно большим. Ещё многое осталось за скобками, но я надеюсь, что в скором времени я ещё вернусь к теме донской степи и мы снова встретимся на её просторах.
По-моему, степные закаты прекрасны своей тишиной и безмятежностью.
Write a comment