Большому театру большой занавес

Автор: Рустем Адагамов

Обычный театр начинается с вешалки, а Большой — с занавеса. Отреставрированный Большой театр скоро откроет двери для зрителей и начнет свой 236-й сезон. Знаменитый «золотой» занавес, который много лет украшал сцену Большого, восстановлен заново и займет свое место в главном театре страны.

 

 

(12 фото)

Большой театр занавес

Первый занавес, сотканный из золотой нити, появился в Большом театре в 1955 году — его по эскизам Федора Федоровского создал художник-график Михаил Петровский, который заменил прежний занавес с многократно повторявшимися в орнаменте революционными датами. На обновленном занавесе 1955 года был изображен стяг с надписью «СССР», общая площадь занавеса составляла почти 500 квадратных метров, а весил он более тонны.

В начале 90-х был изготовлен новый занавес, с символами новой эпохи, но продержался он недолго — в 2006 г. исследование выявило многочисленные дефекты: ткань была сильно изношена, кисти и бахрома истрепались. Занавес требовал замены и во время реставрации театра были начаты работы по воссозданию «золотого занавеса» Большого.

Насколько дней назад мы с журналистом Петром Сейбилем приехали в мастерские Большого театра, чтобы посмотреть на новый занавес, который был уже готов к монтажу на основной сцене. Как это было и интервью с человеком, руководившим работой по воссозданию знаменитого занавеса, я предлагаю вашему вниманию:




Генеральный директор компании «ЭС-Дизайн» Андрей Галкин ходит по огромному залу мастерских Большого театра. На стенах — два новых занавеса, кулисы, на полу — арлекины. Рядом с огромными полотнами человек выглядит крошечным. Четыре года работы, несколько тонн специально сотканной ткани — и новый занавес для главного театра страны готов.

— Андрей Владимирович, я смотрю на готовые занавесы и пытаюсь понять, что чувствует человек, который создает один из символов Большого театра? Вы держали в голове масштабность и некий пафос этой работы?

Конечно, думал об этом, но, естественно, не постоянно — когда выбираешь нитку, думаешь о нитке. Я чувствую гордость за то, что сделал это, что не зря учился.

— С чего началась эта работа?

— Сначала мы изучили ткань прошлого занавеса. Сделали спектральный анализ и проанализировали все переплетения. А потом занялись воссозданием. От реставрации это отличается тем, что за основу берется старое изделие и создается новое на базе современных технологий.




— Из скольких кусков сшивался занавес?

— Чтобы вы смогли представить масштаб работ: ширина каждого куска — больше 1,5 метров, общая ширина занавеса — 24 метра. Расчетный вес занавеса — 800 кг, метр ткани весит примерно один килограмм. Неповторяющийся рисунок жаккардового переплетения составляет 155х304 см. Это довольно много. Работа огромная. Нужно было взять новые элементы и вплести их в орнамент в стилистике старого занавеса. Далее все перевести в современные технологии используя компьютерные методы. И потом соткать ткань и пошить занавес. То есть восстановить. Вы видите результат. Общий размер одного занавеса — 17х24 метра, второго — 12х24.





— Получается, занавесов несколько?

— Да, их пока два, и они разные. Один антрактно-раздвижной греческого типа, второй — подъемно-опускной, немецкого типа, потом еще будет «итальянский», который раздвигается, как итальянская штора. То есть, в Большом театре впервые будут все виды занавесов. До революции был только подъемно-опускной и итальянского типа. После Великой Отечественной Войны — один антрактно-раздвижной.

— А как все это будут подвешивать?

— Будет опускаться подъемный штанкет. Для раздвижного занавеса предусмотрена целая машина, отдельный механизм. Когда этим займемся, не знаю. У нас все готово — ждем отмашки.



«Итальянский» занавес существует пока только в эскизах, которые Андрей Галкин показывает в действии — вот так он будет раздвигаться. Из готового материала — пока только арлекины, которые висят вместе с частями кулисных полотен основного занавеса.






— Предыдущий занавес провисел полвека, как его чистили и мыли?

— Его не чистили и не мыли. За это время он пришел в негодность и теперь его поменяли. Сейчас он хранится в музее Большого театра. Новый занавес прослужит дольше, потому что он сделан из синтетического материала. Там посмотрим, ткань произведена специально для этого проекта, больше она не производилась и мы можем только предполагать, что с ней будет.

— Давайте вернемся к производству. Какое использовалось сырье и какие к нему выдвигались требования кроме эстетических?

— Старый занавес был изготовлен из натурального шелка с металлизированной нитью, покрытой тончайшим слоем золота. А новый — из модернизированного акрилика. Сначала подобрали толщину нитки, сделали выкраску. Метализированную нить пришлось заказывать во Франции. Добились, чтобы она по свойствам стала похожа на ту, из которой сделан прошлый занавес. Затем начали работать над воссозданием самого рисунка. Нужно было повторить переплетения, которые воссоздают эффект шелковой ткани. Довольно-таки тяжелая работа, но мы ее сделали. А в остальном главное требование — негорючесть. Оно является определяющим для мест, где собирается народ.






— Где проходила эта работа?

— В разных местах: Испании, Италии, Франции и России. У испанцев был нужный нам станок, но не было специалистов высокого уровня. Пришлось отказаться от их услуг, нашли другого производителя в Италии.

— Какая часть работы была проведена в России?

— В России мы занимались созданием рисунка. На это ушло три года. После сделали диссинацию (подбор переплетений), мы использовали всего пять цветов, и с помощью сочетаний различных переплетений удалось добиться создания полутонов. Шесть месяцев ушло на объединение нашего рисунка с технологическим — понятным для современного станка. И столько же на ткачество. Всего — четыре года.






Справа — это части занавеса, которые закрывают кулисы и кисти арлекина для итальянского занавеса. В центре — антрактно-раздвижной занавес, слева — подъемно-опускной.

— А как создавался рисунок?

— Нам выпала честь сделать занавес с новыми символами. Они прошли геральдическую проверку. Была создана специальная группа, которая все просмотрела и дала свое заключение. Например, орел здесь не современный, как и весь Большой театр, он восстановлен сейчас по образцу 1856 года. Хотя и с некоторыми изменениями, связанными с композицией и стехникой ткачества. Кстати, сначала у нас был один вариант орла, а потом художник из Академии Художеств сказал: «Давайте, я своего сделаю тоже, посмотрите — может, понравится». Сделал и, действительно, его эскиз оказался интересней. Этого орла и оставили.

— Сколько художников работало над этим проектом?

— Основных — два: Наталья Антипова работала с текстилем, Владимир Черный — с основным рисунком. Алёна Пикалёва была куратором проекта со стороны театра. Большой арлекин над сценой сделан Евгением Кравцовым.






— На самом занавесе и на арлекине изображены ноты, что это за произведение?

— Это первые ноты канта-молитвы «Славься, русский царь» из оперы Михаила Глинки «Иван Сусанин». Интересно, что ноты никогда на занавесе не менялись и в советское время. На эту деталь почему-то никто не обращал внимания.

После окончания премьеры оперы растроганный Николай I пригласил Глинку к себе в ложу, выразил ему свою признательность за замечательное сочинение и предложил переименовать оперу в «Жизнь за царя». В знак высочайшего одобрения сочинения император вручил русскому композитору драгоценный перстень, который Глинка хранил всю жизнь.






— Давайте от тканей и занавесов перейдем к вам. Почему выбрали именно вас? Вы как-то входите в структуру Большого?

— Мы частная компания, а я ее владелец. Создал ее сразу, когда закончилась Советская власть и производство развалилось. Создал своё — по производству вышивки. Разрабатывали гербы для районов и округов Москвы. Разработали, а потом и изготовили Знамя города Москвы. Занимались различными историческими работами. Участвовали в конкурсе и победили на изготовление занавесов Большого Театра. Для занавеса нужны огромные пространства, поэтому с Большим театром контракт у нас заключен таким образом: нам предоставляют помещения, а мы за это в них организуем технологический процесс, оборудуем и оставляем собственные технологические разработки. Например, необычную швейную машину — она ездит по полу. Ее мы придумали сами. Есть стол для сшивания больших полотен, к которому пристроена тележка со швейной машиной. При нажатии на педаль швейной машины, перемещается не ткань, а швея вместе со швейной машиной. Ткани очень тяжелые вот и пришлось придумывать какие-то приспособления.






На полу лежит большой арлекин, который будет висеть над сценой. Это акриловая роспись по холсту художника Евгения Кравцова.






— А на открытие театра вас уже пригласили?

— Меня самого пока никто не пригласил. Но его Величество занавес будет участвовать во всех спектаклях. Мне этого достаточно.




Специально для проекта ВТБ — России

Спасибо пресс-службе Большого театра за содействие и организацию посещения мастерских.

Фотографии: © Рустем Адагамов/drugoi
Текст: Пётр Сейбиль, Рустем Адагамов

Нравится

Поделись с другом или добавь в избранное

Добавить в избранное

Это интересно

2leep.com
Наверх

Рейтинг@Mail.ru

Rambler's Top100
Яндекс.Метрика

Write a comment

Comments: 0